Макс Бэр в свете фильма «Cinderella Man» («Нокдаун»)
Гостевая книга  
Оклеветанный Бэр
 
Главная страница
Руслан Смородинов

Макс Бэр
в свете фильма «Cinderella Man» («Нокдаун»)
«Оклеветанный Бэр»

Наверно, все видели фильм «Cinderella Man» (букв. «Золушок»), вышедший в русском прокате под именем «Нокдаун» и посвященный боксеру Джеймсу Брэддоку (James Braddock). Фильм, как известно, был снят Роном Ховардом в 2005 году. Главную роль, роль Джимми Брэддока, сыграл Рассел Кроу. Если кто-то все-таки запамятовал или не смотрел, в двух словах перескажу сюжет.

Вверху Макс Бэр, сер. 30-х гг.;
внизу Крейг Биерко в роли Макса Бэра в фильме «Cinderella Man»


Дисквалифицированный боксер Джеймс Брэддок во времена Великой депрессии готов браться за любую работу, дабы прокормить семью. Однажды за небольшую плату ему предлагают выступить в роли «мяса» в боксерском матче с Джоном Гриффином (John ‘Corn’ Griffin). Никто не верит в победу Джеймса, у которого, между прочим, еще недавно была сломана рука. Но неожиданно Брэддок побеждает нокаутом уже в третьем раунде. После столь же сенсационных побед над Джоном Льюисом (John Lewis) и Артом Ласки (Art Lasky) Брэддоку выпадает возможность провести бой за звание чемпиона мира. Опять же никто не верит в победу Брэддока. Действующий чемпион, Макс Бэр (Max Baer), и моложе, и сильнее, и профессиональнее. Но, в полном соответствии с законами Голливуда, победа достается главному герою, Джимми Брэддоку.

Макс Бэр

Макс Бэр


Согласно «New York Daily News» от 3 июня 2005 г., продюсер и режиссер Макс Бэр-младший защищал отца, репутация которого, по мнению Бэра-младшего, пострадала от фильма «Cinderella Man» Рона Ховарда.

Это сюжет фильма, который не противоречит историческим фактам. Но для нас сейчас важнее разобраться с тем, как в фильме представлены Джеймс Брэддок и Макс Бэр. Джимми — идеальный семьянин, готовый на все ради семьи. Он кумир бедноты — прежде всего тех работяг, которые вместе с ним за гроши трудились в доке. На этом фоне Макси Бэр — любимчик фортуны. Он богат и любим женщинами. Отношение к нему публики по кинокартине не совсем ясно. Однако лейтмотивом в фильме проходит мысль, что Бэр убил на ринге двух боксеров. И сделал он это как бы и не без удовольствия. Ибо, согласно фильму, грозит Брэддоку летальным исходом — да еще и в присутствии жены Джеймса. Показательно, что, когда Брэддок спрашивает Бэра, за что тот хочет убить его, отца троих детей, Макс, согласно фильму, и не думает развевать домыслы спрашивающего. Да плюс ко всему еще и обещает сделать будущую вдову Брэддока своею любовницей. Вот таким показан в фильме Макс Бэр. И не приходится удивляться, что все симпатии зрителя на стороне Брэддока.

Гулд и Брэддок

Джо Гулд и Джеймс Брэддок
(вверху — исторнические; внизу — из фильма «Cinderella Man»)

 


Джимми Брэддок и Рассел Кроу, сыгравший его


Художественный прием создателей фильма понятен, но стоит ли делать монстра из персонажа, который является реальной исторической личностью? Может, стоит восстановить справедливость и поинтересоваться, кем же на самом деле был Макс Бэр?

Макс Бэр

 

Кинофильм «Нокдаун» (Cinderella Man, 2005) буквально оклеветал Макса Бэра (трудно найти другое слово), и весь сайт посвящен разоблачению этого. Если Бэр действительно был зол на Карнеру, то к Брэддоку он относился вполне дружелюбно, если не сказать безалаберно. Макс публично заявил: «Я желаю Джимми (Брэддоку) удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все еще быть друзьями». Сразу после окончания боя Бэр поздравил Брэддока с победой буквальными объятиями и словами: «Я рад за Джимми!» — что вовсе не было обязательным даже с точки зрения боксерского этикета. На послематчевой пресс-конференции Макс признал победу Брэддока вполне заслуженной. Так мог поступить только человек большого сердца и безусловной чести, а не тот подонок, которого под именем «Макс Бэр» нам навязывает фильм «Нокдаун».

 

Макс Бэр, 1929 г.


А знаете ли вы, что Макс имел дорогостоящего коня, которого звали точно так же — Макс Бэр?

Макс, или, точнее, Максимилиан Адальберт Бэр родился 11 февраля 1909 года в Омахе штата Небраска. Он был голливудским красавчиком, талантливым боксером, шоуменом и снискал за свою игровую манеру ведения боев прозвище «сумасбродного Макси» (Madcap Maxie), «великолепного сумасброда» (the Magnificent Screwball), «кулачного Арлекина Голливуда» (the Fistic Harlequin of Hollywood), «боксерского позера» (the Pugilistic Poseur) и др. Кроме того, Бэра отличал весьма сильный удар правой, которым он мог сбивать соперников с ног, придавая поединкам оттенок античности, за что Макс был прозван также «американским Адонисом» (American Adonis).

Макс Бэр, 1933–1935 гг.


Бэр был сыном мясника и помогал отцу по работе (разделывать мясо). Видимо, этот факт сыграл свою роль в том, что удар правой Макса называли кувалдой, прессом, колотушкой и т. д..

Надо сказать, Бэр был экстравагантной фигурой. Выйдя на ринг, Макси обычно делал сальто. Из своих боев он устраивал зрелища, так мало похожие на осторожные и выверенные поединки тяжеловесов. В перерывах между ударами он мог свободно переговариваться с кем-то из публики, интересуясь, к примеру, здоровьем тещи. Женской половине зрителей Бэр раздавал воздушные поцелуи, а подругу соперника «подбадривал» словом «C’mon!» Свои удачные удары он сопровождал теми или иными возгласами, кланялся то сопернику, то рефери. Также Макси любил симулировать подкашивание колен (как в 8-ом раунде с Брэддоком) и даже мимолетные обмороки. Зрители восторгались боями с участием Макси, называя его «грозным клоуном» (the Menacing Clown), поскольку, несмотря на все паясничество, «ливерморский экзекутор» (Livermore Larruper) посылал соперников в нокаут с завидным постоянством. Обладая от природы не только спортивным талантом, но и артистизмом, он устраивал журналистам самые остроумные пресс-конференции, за что корреспонденты его любили до сладкой икоты.

Макс Бэр

 

Вот некоторые прозвища Макса Бэра: Madcap Maxie, Livermore Larruper, Livermore Butcher Boy, the Homicidal Hebrew, the Fistic Harlequin of Hollywood, the Clouting Clown, the Playboy of Pugilism, the Magnificent Screwball, the Pugilistic Poseur, the Merry Madcap, the Larruping Lothario, the Crown Prince of Clout, Max Addled-a-Bit Baer, Performing Baer, the Dizzy Dean of the Prize Ring, Bounding Baer, the Merry Mastodon, the Marvelous Maxwell, American Adonis, the Butterfly Butcher Boy, King Kong of Kauliflowerdom and the Pagliacci of Swing, и многие другие. Наверно, ни у одного боксера мира не было такого количества прозвищ.

 

Макс Бэр

 

Сам факт того, что Макс Бэр выиграл более пятидесяти боев нокаутом (при 13-ти поражениях), вводит его в «золотой фонд» истории бокса. (Джеймс Брэддок при том же временнóм периоде боксерской карьеры ничем подобным похвастаться не может: только 26 побед нокаутом при 24-х поражениях.) Не считая Макса, из чемпионов-тяжеловесов только Роберт Фитцсиммонс, Джек Дэмпси, Примо Карнера, Джо Луис, Эззард Чарлз и Джордж Форман могут похвастаться преодолением пятидесятикратного барьера побед по нокаутам. В то же самое время у Мохаммеда Али только 37 побед нокаутом, у Майка Тайсона — 44. Согласно журналу «Ринг» от 2003 года, Бэр числится 22-ым в списке ста лучших боксеров-панчеров всех времен (учитываются не только тяжеловесы). (Брэддок в этом перечне вообще отсутствует.)

 

Макса Бэра действительно обвиняли в убийстве Фрэнки Кэмпбела (Frankie Campbell) на ринге. Этот бой состоялся 25 августа 1930 года. Во втором раунде Кэмпбел после удачного удара салютовал публике, но тут же пропустил точный удар от Макси. В перерыве между раундами Фрэнки сказал своему наставнику: «Something feels like it snapped in my head» (по другой версии: «Something feels as though it broke in my head»). Бой, однако, не был остановлен, и Кэмпбел даже выиграл третий и четвертый раунды. Но в пятом Бэр прижал соперника к канатам и обрушил на него серию ударов. Наставники Кэмпбела еще могли выбросить полотенце, но не сделали этого, и только когда рефери остановил бой, выяснилось, что Фрэнки нужна срочная медицинская помощь.

Кэмпбел и Бэр

Поверженный Кэмпбел, легендарный «правый» Бэра, 1930 г.


Ron Fimrite: «[Baer] is one of the most remarkable paradoxes in the history of sport».

Бэр вскоре примчался в больницу к умирающему и встретился там с женой Фрэнки. Они пожали друг другу руки. «Мне очень жаль», — сказал Бэр. На что Элси Кэмпбел ответила: «Но ведь это могло случиться и с вами, не правда ли...». — «It even might have been you, mightn’t it?». (По другой версии, она ответила: «Всё в порядке. Такое могло случиться и с вами. Это не ваша вина». — «It’s all right. It might have been you. It wasn’t your fault».) Об этом повествуют тогдашний спортивный обозреватель Боб Шенд (Bob Shand) и современный биограф Джереми Шаап (Jeremy Schaap), ссылаясь на документы прошлого. Некоторые отличия в формулировке слов Элси — но при сохранении сути сказанного — только подтверждают истинность этой встречи и ее характера.

Фрэнки Кэмпбел, 1929 г.


Фрэнки скончался в больнице на следующий день. Боб Шенд сообщил в «Oakland Tribune», что «никто не чувствует большего сожаления по случаю трагедии, нежели сам Бэр. Большое дитя убито горем и готово оставить спорт (the big kid is heartbroken and ready to quit the racket)».

Макс Бэр у гроба Кэмпбела

Макс Бэр у гроба Кэмпбела, 1930 г.


Против Бэра было возбуждено уголовное дело, но Макс был оправдан по всем статьям. Когда впоследствии вдову Кэмпбел спросили, простила ли она Макса Бэра, Элси ответила: «Я не имею ни малейшей обиды на мистера Бэра (I have no resentment toward Mr. Baer)». Между прочим, Бэр не оставил семью Кэмпбел, он помог ей средствами и финансировал учебу детей Фрэнки.

До конца своей жизни Макс Бэр так и не смог оправиться от этого случая. Он часто всхлипывал по ночам, сожалея о трагедии. И после этого боя он уже никогда не относился к боксу с той серьезностью, которой требовал этот вид спорта. В частности, Макс начал пить и курить. Причем даже пресса отмечала, что Макс стал самоограничивать свой «правый»: во всех матчах, начиная с боя со Шмелингом, Бэр, имея возможность, не наносил своего легендарного удара правой почти поверженному сопернику и просто отходил в сторону.

Макс Бэр

Макс Бэр


Не правда ли, это «большое дитя» в реальности совсем не похоже на того монстра, каковым представлен Макс Бэр в фильме «Нокдаун»?.. Но этого мало. Авторы фильма «Cinderella Man» приписали Бэру убийство, которого он вообще не совершал — убийство Эрни Шаафа (Ernie Schaaf). Макс действительно нанес Шаафу серию серьезных ударов в голову, но за пять месяцев (!) до смерти последнего. Смертельно же ранен Эрни был 10 февраля 1933 года в бою с итальянцем Примо Карнерой и умер через четыре дня. Кроме того, вскрытие показало, что Шааф болел менингитом, поэтому и умер не от столь уж сильного удара левой Карнеры.

Эрни Шааф (справа) в бою с Примо Карнерой, 10 февраля 1933 г.

 

Погибший Эрни Шааф в свое время побеждал и Бэра (19 декабря 1930 г.), и Брэддока (23 января 1931 г.), хотя Максу потом (31 августа 1932 г.) проиграл. Некоторые все-таки полагают, что действительная причина смерти Шаафа — это тем не менее смертельное повреждение мозга Эрни от рук Бэра, а Карнера лишь завершил дело «слабым тычком». Тогда спрашивается, почему Шааф не умер в тех трех матчах, которые прошли в промежутке времени между поединком с Бэром и поединком с Карнерой (два из этих трех боев Эрни выиграл, один проиграл)?..

 


Несмотря на то, что Бэр подчеркивал свое частичное еврейское происхождение и с 1933 года выходил на ринг со звездой Давида на трусах, на идише он знал только пару фраз и в синагогу не ходил, и вообще, с точки зрения правоверного еврея, Макс Бэр евреем не был. Правда, интересно было бы послушать на этот счет Генриха Гиммлера...

Интересная деталь: та народная любовь, которую мы наблюдаем в фильме «Нокдаун» по отношению к Брэддоку, была присуща и Максу Бэру. По совету наставников Бэр стал подчеркивать свое частичное еврейское происхождение (евреем был его дед по отцу), тем самым как бы воплощая в демократической Америке антифашистские тенденции. В частности, Макс выходил на ринг с шестиконечной звездой Давида на трусах и не забывал перекинуться с кем-то из публики парой фраз на идише.

На одной из пресс-конференций «сумасбродный Макси» заявил, что разделается с двумя «нацистами», имея в виду бывшего чемпиона мира немца Макса Шмелинга (Max Schmeling) и тогдашнего чемпиона мира итальянца Примо Карнеру (Primo Carnera) — того самого, кто убил Эрни Шаафа и кто был личным фаворитом Муссолини. Американцы очень надеялись на своего любимчика. «Слава» чудика, бабника и выпивохи не мешала Бэру иметь репутацию достойнейшего претендента на чемпионский титул. И американцы не ошиблись. Уже 8 июня 1933 года в Нью-Йорке под вопли зрителей «Бей нациста!» Макс Бэр десять раундов избивал обалдевшего от страха и боли Шмелинга, пока рефери не остановил бой, подняв руку Бэра. После каждого удачного удара «ливерморский экзекутор» Бэр приговаривал: «This one’s for Hitler!», — хотя в конце боя сам же сказал рефери, что пора бы пощадить Шмелинга, который был уже буквально забиваем Бэром.

Макс Бэр против Макса Шмелинга, 1933 г., отдельные эпизоды

 

Макс Бэр после победы над Шмелингом, 1933 г.


Макс Бэр часто шутил: «Я имею стодолларовое тело и цесятицентный мозг». По словам его сына, Макса Бэра-младшего, отец-спортсмен, увы, «больше любил светские рауты, а не тренировки». Между прочим, Макс не только снимался в кино, но и неплохо пел. А любимым праздником у боксера был день Дурака (1 апреля).

(Справедливости ради надо сказать, что Макс Шмелинг не был нацистом и не состоял ни в каких партиях. Мало того, однажды он даже укрыл у себя евреев-подростков во время еврейских погромов нацистами. На протяжении многих лет он был одним из самых уважаемых ветеранов бокса. Шмелинг умер 2 февраля 2005 года на сотом году жизни. Незадолго до своей смерти он послал в больницу находящемуся там по случаю травмы плеча украинскому боксеру Виталию Кличко цветы и открытку с пожеланиями скорейшего выздоровления. Сам Виталий одного из своих сыновей назвал Максом — именно в честь Шмелинга. А ведь Виталий, по данным журнала «Лехаим», — внук еврейки Тамары Ефимовны Этинзон...)

Макс Бэр в фильме «Боксер и леди», 1933 г.


Во время съемок фильма «The Prizefighter and the Lady» Бэр угрожал — наверняка, в шутку — Примо Карнере. Уж не отсюда ли взяли главные характерные качества Макса Бэра создатели фильма «Cinderella Man»?..

Бэр действительно подтрунивал над незадачливым Примо. В частности, со словами: «Чемпион любит меня... Или все же нет?..» — Макси однажды выщипнул у Карнеры клок волос на груди. То есть изматывание Примо Максом началось с их первой встречи задолго до чемпионского матча.

29 марта 1934 года по личному распоряжению Геббельса в Германии был запрещен к показу фильм «Боксер и леди» (The Prizefighter and the Lady, 1933), открывший карьеру «кулачного Арлекина» в Голливуде, — запретили то ли по причине частичного еврейского происхождения «клоуна ринга», то ли потому, что Бэр, имея в своей родословной по отцу деда-еврея, побил чистокровного арийца Шмелинга (если быть до конца точным, бабушка Шмелинга была монголкой, но нацисты это скрывали). Сам «сумасбродный Макси» высказывался по этому поводу следующим образом: «They didn’t ban the picture because I have Jewish blood. They banned it because I knocked out Max Schmeling».

Надо сказать, дебют Макса в Голливуде был весьма высоко оценен прессой. Критики, в частности, писали, что «Макс Бэр — наиболее великолепная фигура» и что «в его первом фильме он сияет на экране с силой кометы... имеет симпатичную внешность и прекрасное телосложение». Отмечалось, что Макс «обладает ясным, низким голосом», особенно приятным «для женского уха», и что он удачно демонстрирует свои способности в игре, пении и танце. По мнению критиков, Макс Бэр имел все, «в чем молодой человек нуждается для успеха в кино».

Макс Бэр, Джек Дэмпси и Примо Карнера
в фильме «The Prizefighter and the Lady», 1933 г.

 

Карнепра и Бэр

«Ходячая гора» («the Ambling Alp») Примо Карнера и Макс Бэр, 1934 г.


После боя со Шмелингом в течение года Бэр готовился к поединку с Примо Карнерой, попутно унижая в прессе простодушного итальянца, понося его со всею силой своей язвительности. О Примо говорили, что он связан с мафией и большинство его боев выиграно фиктивно. Карнера был побит все в том же Нью-Йорке — и с не меньшей эффективностью, нежели его немецкий «соратник». Под те же антифашистские выкрики публики 14 июня 1934 года Примо был беспощадно избиваем Бэром одиннадцать раундов, пока рефери не остановил бой, объявив новым чемпионом мира Макса Бэра. Чемпионаты мира тяжеловесов еще не знали таких результатов — 11 нокдаунов за 11 раундов! (Справедливости ради надо сказать, что Примо достойно держался в 4, 7 и 8-ом раундах.) Причем, говорят, Карнера трижды обращался к рефери с просьбой остановить бой, но судья, подстрекаемый интересом публики и угрожая Карнере пожизненной дисквалификацией, требовал продолжения боя. И приходилось очумевшему великану Карнере буквально бегать от Бэра. (Удивительно, но после этого чемпионского боя Макс и Примо стали почти приятелями, поскольку Карнера по простодушию своему не мог быть подлецом-мстителем, а Бэр, несмотря на свой острый язык, и без того отличался избытком любвеобильности.)

Матч за чемпионский титут, Карнера получает очередной нокдаун от Бэра, 1934 г.

 

Матч за чемпионский титут, Макс Бэр против Примо Карнеры,
14 июня 1934 г., эпизоды


Конечно, после столь успешных боев, да еще и с известными всему миру боксерами, Макс не мог ожидать, что в следующем году ему придется отстаивать чемпионский титул перед уже не молодым и мало кому известным Джеймсом Брэддоком.

Карнепра и Бэр

Матч за чемпионский титут, заключительный нокдаун от Бэра, 1934 г.

 

Макс Бэр, 1934 г.

 

Чемпион мира и весельчак Макс Бэр, 1934 г.

 

Став чемпионом, Макс заявил, что не любил и не любит мордобой (может, помнил трагедию с Кэмпбелом?); зато он обожал нежиться на пляже, сниматься в Голливуде и тискать красоток.

 

Джеймс Брэддок

«Бергенский бульдог» («Bulldog of Bergen») Джеймс Джей Брэддок, 1929 г.


Джеймс Джей (точнее, Джеймс Уолтер) Брэддок не принадлежал ни к фашистам, ни к нацистам, он был из семьи ирландских переселенцев и, в принципе, отличался всеми теми положительными качествами, о которых нам рассказывает фильм «Нокдаун».

Джеймс Брэддок и Макс Бэр, 1935 г.


Трудно сказать, насколько великим спортсменом был Джеймс Брэддок — мнения специалистов на этот счет расходятся, а послужной список относительно беден. Ясно одно: Макс Бэр не воспринимал его всерьез, считал, что Брэддок «over the hill». Весельчак Бэр действительно подшучивал над сдержанным Брэддоком, но эти шутки не были злыми. Чаще всего «веселый мастодонт» (the Merry Mastodon) Макси подтрунивал — напр.: «Oh, why, hello, Jimmy. I’m glad you licked Lasky, he needed a licking. Congratulations». А если и были угрозы, то они ни в какой мере не превосходили тех, которые Бэр высказывал в адрес Карнеры и которые зачастую присутствуют в мире бокса вне всякой связи с Максом.

8-й раунд матча за чемпионский титул между Бэром (слева) и Брэддоком,
13 июня 1935 г.


По одной из версий, достаточно авторитетной, Бэр настолько был безалаберен в отношении Джимми, что вышел на бой с поврежденными руками (по другой, более сомнительной, — обе руки Макса были сломаны во время матча с Брэддоком). Бэр вышел на ринг, словно на прогулку. «Frankly I didn’t expect the fight to go more than seven round», — позднее скажет Макс. В то же самое время Джеймс понимал, что судьба дает ему единственный шанс вылезти из нищеты, и шанс этот Брэддок не упустил: Золушок очистился от золы и стал принцем. Несмотря на то, что прогнозы были десять к одному в пользу «Кинг-Конга» Бэра, журналисты и болельщики не учли силу духа «голодного боксера», способного противостоять более сильному спортсмену.

 

Боксеры

Судьи

Джонни МакАвой (рефери)

Чарли Линч

Джордж Келли

Количество выигранных раундов

Макс Бэр

5

4

7

Джеймс Брэддок

9

11

7

15-й раунд матча за чемпионский титут между Бэром (справа) и Брэддоком,
13 июня 1935 г.


Однако и здесь авторы фильма «Нокдаун» предусмотрительно умолчали, что перед боем с Брэддоком Макс Бэр публично заявил: «Я желаю Джимми удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все еще быть друзьями». — «I wish Jimmy the best of luck and no matter what happens, I hope we can still be friends». И здесь авторы фильма «Cinderella Man» предусмотрительно умолчали, что во время матча, чувствуя, что проигрывает, Макс Бэр сказал Брэддоку: «Я рад, что большие деньги достанутся тебе, Джимми, — ты их потратишь с большей пользой, нежели я». И отнюдь не случайно они не включили в фильм фразу, высказанную Бэром сразу же после поражения: «Я рад за Джимми!» — «I’m happy for Jimmy». Да, действительно, совсем не похож исторический Макс Бэр на одноименного героя кинокартины. И нечего удивляться, что сын Макса Бэра, а также часть экспертов бокса сочли, что фильм «Cinderella Man» является недостоверным, ибо ради возвеличивания Брэддока был оклеветан Бэр.

Вот, в частности, что говорит сын Бэра, Макс Бэр-младший, «Еврейскому журналу» («Jewish Journal»): «Мой отец не мог долго сердиться на кого-то, а после поединка, после кровавого боя, отец шел в раздевалку своего соперника и приглашал его на вечеринку. Проиграв бой Брэддоку, отец сказал, что рад за Джимми, ибо титул отошел к тому, кто должен содержать большую семью».

Скажете, это мнение заинтересованной стороны? Ведь это — рассказ родного сына. Но это ничего не значит! Потому что есть фотоснимки и видеозаписи (часть из них — на этом сайте), есть масса книг и журналов, которую умудрилась раскопать в архивах Кэтрин Джонсон (Catherine Johnson). Есть всё, но только нет образа того монстра, каковым показан Макс Бэр в фильме «Нокдаун». Может, у создателей фильма свои, секретные, информаторы, отличающиеся не только долгоЖИТельством (надо же, середину 30-х помнят!), но долгоЛЖИтельством?..

Макс Бэр и Джеймс Брэддок

Бэр (справа) поздравляет Брэддока с победой, 13 июня 1935 г.


А теперь я предлагаю посмотреть вам несколько вялотекущих раундов (все раунды смотрите в разделе «Видео») за чемпионский титул и сравнить, правдоподобно ли показан бой между Бэром и Брэддоком в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Показательно, что в кинокартине даже звезду Давида убрали с трусов Бэра — наверно, по причине толерантности (это при общей-то клевете!). Убедитесь сами, что постановка боя в фильме сугубо художественная и вымышленная по сути: особенно «умиляет» преднамеренное и почти удавшееся убийство в последнем раунде Джеймса Максом. В действительности же, первые раунды Бэр пританцовывал, характерно поправлял трусы, салютовал публике — короче, валял дурака. Брэддок, если и пропускал удары, давал в ответ не менее весомые. И только к седьмому раунду (по-моему, это наиболее удавшийся Бэру раунд) Макс, кажется, наконец-то понял, что матч им уже почти проигран. Но было поздно — Джеймс и не собирался отдавать другие раунды, и бой шел с переменным успехом. А что утеряно — не вернешь, и в результате победил Джеймс Брэддок.

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 1, 2 и 3-й раунды

 

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 4, 5 и 6-й раунды

 

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 7 и 15-й раунды


Я уже не говорю, что Макси и в дальнейшем не прекращал обезьянничать:

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 8-й раунд, эпизод


Хотелось бы все-таки сказать несколько слов о Джимми Брэддоке, дабы не сложилось впечатления, что умаляется его значимость как человека и спортсмена. Да, я неоднократно читал, что Брэддок «стал великим всего-навсего из-за одного, да и то посредственного поединка» (имеется в виду матч с Бэром). Джеймс действительно не обладал теми талантами, которыми природа одарила Макси. Зато Брэддок обладал тем, чего у Бэра не было — настоящей волей. Имея кое-какое наследство от рождения, Бэр достаточно некритично относился к жизни и карьере. Его интересовали удовольствия. А вот Брэддок не понаслышке знал, что такое нищета. Кроме того, он обладал твердым характером и той выносливостью, которые позволили ему, тридцатилетнему, не только выдержать натиск Бэра — натиск того самого боксера, который так основательно подавил им Шмелинга и Карнеру, — но даже вырвать у него победу.

Уникальность Джимми Брэддока именно в том, что он Золушок (Cinderella Man), как однажды его назвал известный журналист Дэймон Раньон (Damon Runyon). Брэддок воплотил мечту всех золушков и золушек: без денег, без всякой поддержки «сверху» (про сказочную фею мы как бы «забываем»), без чего бы то ни было, за что было бы стыдно, — он ступил на вершину Олимпа. Я думаю, в этом его уникальность. И заслуженная слава. И в этом отношении все тот же Раньон отчасти прав: «In all the history of the boxing game you find no human interest story to compare with the life narrative of James J. Braddock». — «Во всей истории бокса не встретишь рассказа о человеческой судьбе, который был бы интереснее повествования о Джеймсе Брэддоке» (эпиграф к фильму «Cinderella Man»).

Джеймс Брэддок

Джеймс Брэддок, 1937 г.


А вот на Олимпе, уже при деньгах, Джеймс, похоже, перестал быть тем, кем был до этого: переговорами просто оттягивал матч со Шмелингом 1936 года. Еще через год, 22 июня 1937 г., Брэддок отдал чемпионский титул уже другому спортсмену — настоящему боксеру, талантливому, целеустремленному, названному в 2003 году журналом «Ринг» лучшим боксером-панчером всех времен, Джо Луису (Joe Louis). И если в первом раунде Брэддок послал Луиса в сомнительный нокдаун (Джо сразу же встал), то в восьмом раунде «коричневый бомбардир» (the Brown Bomber) точным ударом правой уложил Джеймса в совершенный нокаут. Ну что тут скажешь: годы, старые болячки, статус неваляшки не вечен...

В то же самое время Бэр на ринге был артистом. Если бы не его природная леность и недооценка соперников, он, возможно, мог бы долго возглавлять боксерский Олимп. Но история не знает сослагательного наклонения. Бэр был чемпионом мира всего один год. Но кем бы он ни был, он не был подонком, каковым нам его представляют в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Поэтому мои тихие претензии никак не к Бэру и не к Брэддоку, а к создателям означенного фильма — прежде всего, к режиссеру Ховарду (Хауэрду). В режиссуре Рон, безусловно, профессионал, и когда-то я весьма любил его за фильм «Apollo 13». Но теперь, после таких исторических искажений, после работ с Дэном Брауном... Нельзя снимать вины и с соавтора сценария Акивы Голдсмана (Akiva Goldsman). Вспомним также продюсера Брайана Грэйзера (Brian Grazer). И совсем неясно, какую роль в этой нехорошей истории сыграл скончавшийся в 2007 году писатель Норман Мэйлер (Norman Mailer), хорошо знавший историю бокса и выполнявший роль консультанта на киносъемках. Впрочем, главного инициатора данной фальсификации мы можем назвать: им числится Клиф Холлингсворт (Cliff Hollingsworth), как о том говорит титульный лист самого сценария, причем в конце сказано, что «Cinderella Man» — это его первый сценарий. Вот, оказывается, как надо начинать карьеру — с клеветы...

Будем знать их в лицо


Однако, думаю, всем четверым должно быть стыдно пред семейством и поклонниками Макса Бэра. Я, будучи атеистом, уже не говорю о Высших Законах Мироздания...

Макс Бэр


... Замечательный боксер Томми Логран (Tommy Loughran), побивший, кстати, когда-то и самого Брэддока (этот бой 1929 года был очень тяжелым для Джимми), и самого Бэра (в 1931 году), высказался о последнем по его смерти следующим образом: «Макс — наиболее искаженная в толкованиях фигура из всех боксеров. Он был самым хорошим парнем! Он имел сердце льва». — «Max was the most misunderstood fighter of them all. He was the nicest guy. He had the heart of a lion». Сам факт того, что Бэр сохранял приятельские отношения с теми, кому проиграл (Томми Логран, Джо Луис и др.), говорит о его «львином сердце». И он сохранял эту искренность как минимум до окончания боксерской карьеры (а характер — не тапочки, меняется не часто), как мы можем видеть по бою с Пэтом Комиски (1940 г.), которого Макси, после победы нокаутом, расцеловал, буквально... Судя по словам Лограна, клевета на Бэра, похоже, началась задолго до Холлингсворта, Ховарда и иже с ними. Кто-то, наверно, завидовал «американскому Адонису», кто-то, как видим, делает на нем свою нечистоплотную карьеру и грязные деньги...

Экс-чемпионы мира Макс Бэр и Джеймс Брэддок, 1939 г.


Макс Бэр шутил: «Joe Louis beat me so hard, I saw 7 of him. I tried hitting the one in the middle but the other six just kept beating the hell out of me!.. I define fear as standing across the ring from Joe Louis and knowing he wants to go home early... He hit me 18 times while I was in the act of falling».

Однажды Бэр посетовал наставнику между раундами: «Друг, что-то меня сильно лупят!» Наставник, пытаясь успокоить Макса, сказал: «Да тебя почти не бьют». На что Бэр ответил: «Тогда ты, ей-Богу, приглядывай за рефери! Если это не мой соперник, то откуда столько тумаков?..»

 

Макс Бэр

 

Шоумен Макс Бэр

Шоумен Макс Бэр

 

Макс Бэр в Голливуде

Макс Бэр в Голливуде


Макс имел 80 костюмов, 20 пар туфель, 250 галстуков и 12 шляп.

Осталось рассказать лишь о дальнейшей судьбе Макса Бэра. Он ушел из активного бокса в 1941 году. В дальнейшем Макс выступал в разговорном жанре в собственном варьете, имел свой оркестр (Max Baer Orchestra) и снимался в Голливуде.


Волгаст и Бэр

Дружеский спарринг между Максом Бэром и Миджетом Волгастом

 

Макс Бэр

Макс Бэр


21 ноября 1959 года Макс испытал сердечный приступ и вызвал врача. Подоспевшему медику он, по обыкновению, рассказывал анекдоты и вообще пытался шутить, хотя было видно, что положение серьезно. Вскоре Макс Бэр скончался. Ему было всего 50...

Некролог, возвещающий о смерти Бэра, вышел на первой странице «New York Times». Более полутора тысяч человек хоронило Макса. Специально попрощаться приехали в Сакраменто, штат Калифорния, четыре экс-чемпиона мира, в том числе и легендарный Джек Дэмпси и непревзойденный Джо Луис...


«I never got into a fight outside the ring. I never harmed anyone outside the ring. I loved people» (Max Baer).


Бэр шутил, что с ростом его популярности растет и его физический рост. Имея рост 192 – 193 см (по другим данным, чуть ниже), Бэр говорил, что пора бы ему приписать и 195 см.

Макс не лгал, он любил людей. И люди платили ему тем же. Ну разве можно было не влюбиться в острослова, для которого шутка стала столь же привычной, как и выдох? Ну разве можно было не влюбиться в спортсмена, который из бокса сделал искусство зрелища? Ну и какая женщина устоит перед мужчиной с идеальной фигурой, гордо именуемым народной молвой «Американским Адонисом»?..



И никакие фильмы не заставят нас предать эту любовь...

 

2009 г.


Главная | Список боев | Галерея | Видео | FAQ

All rights of use of products belong to their writers.
Any commercial usage of products is valid only from their consent.

Hosted by uCoz