Кстати. Кинофильм «Нокдаун» (Cinderella Man, 2005) буквально
оклеветал Макса Бэра (трудно найти другое слово), и весь сайт посвящен разоблачению
этого. Если Бэр действительно был зол на Карнеру, то к Брэддоку он относился вполне
дружелюбно, если не сказать безалаберно. Макс публично заявил: «Я желаю Джимми
(Брэддоку) удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все
еще быть друзьями». Сразу после окончания боя Бэр поздравил Брэддока с победой
буквальными объятиями и словами: «Я рад за Джимми!» что вовсе
не было обязательным даже с точки зрения боксерского этикета. На послематчевой
пресс-конференции Макс признал победу Брэддока вполне заслуженной. Так мог
поступить только человек большого сердца и безусловной чести, а не тот подонок,
которого под именем «Макс Бэр» нам навязывает фильм «Нокдаун».
Макс Бэр, 1934 г.
Чемпион мира и весельчак Макс Бэр, 1934 г.
«Бергенский бульдог» («Bulldog of Bergen») Джеймс Джей Брэддок, 1929 г.
Джеймс Джей (точнее,
Джеймс Уолтер) Брэддок не принадлежал ни к фашистам, ни к нацистам, не был
родом не из Италии, ни из Германии; он был из семьи ирландских переселенцев и,
в принципе, отличался всеми теми положительными качествами, о которых нам
рассказывает фильм «Нокдаун».
Джеймс Брэддок и Макс Бэр, 1935 г.
Джеймс Брэддок, 1937 г.
Трудно сказать, насколько великим спортсменом был Джеймс
Брэддок — мнения специалистов на этот счет расходятся, а послужной список относительно беден. Ясно одно: Макс Бэр не
воспринимал его всерьез, считал, что Брэддок «over the hill». Весельчак
Бэр действительно подшучивал над сдержанным Брэддоком, но эти шутки не были злыми.
Чаще всего «веселый мастодонт» (the Merry Mastodon) Макси просто подтрунивал —
напр.: «Oh, why, hello, Jimmy. I’m glad you licked Lasky, he needed a licking.
Congratulations». А если и были угрозы, то они ни в какой мере не превосходили
тех, которые Бэр высказывал в адрес Карнеры и которые зачастую присутствуют в
мире бокса вне всякой связи с Максом.
Матч за чемпионский титул между Бэром (слева) и Брэддоком, 13 июня 1935 г.
По одной из версий, достаточно авторитетной, Бэр настолько был
безалаберен в отношении Джимми, что вышел на бой с поврежденными руками (по другой,
более сомнительной, — обе руки Макса были сломаны во время матча с Брэддоком). Бэр
вышел на ринг, словно на прогулку. «Frankly I didnt expect the fight to
go more than seven round», позднее скажет Макс. В то же самое время
Джеймс понимал, что судьба дает ему единственный шанс вылезти из нищеты, и шанс этот
Брэддок не упустил: Золушок очистился от золы и стал принцем. Несмотря на то, что
прогнозы были десять к одному в пользу «Кинг-Конга» Бэра,
журналисты и болельщики не учли силу духа «голодного боксера», способного
противостоять более сильному спортсмену.
Боксеры
Судьи
Джонни МакАвой (рефери)
Чарли Линч
Джордж Келли
Количество выигранных раундов
Макс Бэр
5
4
7
Джеймс Брэддок
9
11
7
Бэр (справа) поздравляет Брэддока с победой, 13 июня 1935 г.
Однако и здесь авторы фильма «Нокдаун» предусмотрительно
умолчали, что перед боем с Брэддоком Макс Бэр публично заявил: «Я желаю Джимми
удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все еще быть
друзьями». — «I wish Jimmy the best of luck and no matter what happens, I hope we
can still be friends». И здесь авторы фильма «Cinderella Man» предусмотрительно
умолчали, что во время матча, чувствуя, что проигрывает, Макс Бэр сказал Брэддоку:
«Я рад, что большие деньги достанутся тебе, Джимми, — ты их потратишь с большей
пользой, нежели я». И отнюдь не случайно они не включили в фильм фразу, высказанную
Бэром сразу же после поражения: «Я рад за Джимми!» — «I’m happy for Jimmy». Да,
действительно, совсем не похож исторический Макс Бэр на одноименного героя
кинокартины. И нечего удивляться, что сын Макса Бэра,
а также часть экспертов бокса сочли, что фильм «Cinderella Man» является
недостоверным, ибо ради возвеличивания Брэддока был оклеветан Бэр.
Скажете, это мнение заинтересованной стороны? Ведь это — рассказ родного сына. Но
это ничего не значит! Потому что есть фотоснимки и видеозаписи (часть из них — на
этом сайте), есть масса книг и журналов, которую умудрилась раскопать в архивах
Кэтрин Джонсон (Catherine Johnson). Есть всё, но только нет образа того монстра,
каковым показан Макс Бэр в фильме «Нокдаун». Может, у создателей фильма свои,
секретные, информаторы, отличающиеся не только долгоЖИТельством (надо же, середину
30-х помнят!), но долгоЛЖИтельством?..
Макс Бэр желает Брэддоку удачи, 1935 г.
А теперь я предлагаю посмотреть вам несколько вялотекущих
раундов за чемпионский титул (все раунды смотрите в разделе «Видео») и сравнить, правдоподобно ли показан бой между
Бэром и Брэддоком в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Показательно, что в
кинокартине даже звезду Давида убрали с трусов Бэра — наверно, по причине
толерантности (это при общей-то клевете!). Убедитесь сами, что постановка боя в
фильме сугубо художественная и вымышленная по сути: особенно «умиляет»
преднамеренное и почти удавшееся убийство в последнем раунде Джеймса Максом. В
действительности же, первые раунды Бэр пританцовывал, характерно поправлял трусы,
салютовал публике — короче, валял дурака. Брэддок, если и пропускал удары, давал в
ответ не менее весомые. И только к седьмому раунду (по-моему, это наиболее удавшийся
Бэру раунд) Макс, кажется, наконец-то понял, что матч им уже почти проигран. Но было
поздно — Джеймс и не собирался отдавать другие раунды, и бой шел с переменным
успехом. А что утеряно — не вернешь, и в результате победил Джеймс Брэддок.
Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 1, 2 и 3-й раунды
Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 4, 5 и 6-й раунды
Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 7 и 15-й раунды
Я уже не говорю, что Макси и в дальнейшем не прекращал
обезьянничать:
Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 8-й раунд, эпизод
Хотелось бы все-таки сказать несколько слов о Джимми Брэддоке,
дабы не сложилось впечатления, что умаляется его значимость как человека и
спортсмена. Да, я неоднократно читал, что Брэддок «стал великим всего-навсего из-за
одного, да и то посредственного поединка» (имеется в виду матч с Бэром). По
некоторым высказываниям в прессе и мнению самого Бэра, Брэддок был
«подкаблучником». Хорошо это или плохо, вопрос отдельный, но Бэр таковым
точно не был. Джеймс действительно не обладал теми талантами, которыми природа
одарила Макси. Зато Брэддок обладал тем, чего у Бэра не было, — настоящей волей. Имея
кое-какое наследство от рождения, Бэр достаточно некритично относился к жизни и
карьере. Его интересовали удовольствия. А вот Брэддок не понаслышке знал, что такое
нищета. Кроме того, он обладал твердым характером и той выносливостью, которые
позволили ему, тридцатилетнему, не только выдержать натиск Бэра — натиск того самого
боксера, который так основательно подавил им Шмелинга и Карнеру, — но даже вырвать
у него победу.
Уникальность Джимми Брэддока именно в том, что он Золушок
(Cinderella Man), как однажды его назвал известный журналист Дэймон Раньон
(Damon Runyon). Брэддок воплотил мечту всех золушков и золушек: без денег, без
всякой поддержки «сверху» (про сказочную фею мы как бы «забываем»), без
чего бы то ни было, за что было бы стыдно, — он ступил на вершину Олимпа. Я думаю, в
этом его уникальность. И заслуженная слава. И в этом отношении все тот же Раньон
отчасти прав: «In all the history of the boxing game you find no human interest
story to compare with the life narrative of James J. Braddock».
«Во всей истории бокса не встретишь рассказа о человеческой судьбе, который был
бы интереснее повествования о Джеймсе Брэддоке» (эпиграф к фильму
«Cinderella Man»).
В то же самое время Бэр на ринге был артистом. Если бы не его
природная леность и недооценка соперников, он, возможно, мог бы долго
возглавлять боксерский Олимп. Но история не знает сослагательного наклонения.
Бэр был чемпионом мира всего один год. Но кем бы он ни был, он не был подонком,
каковым нам его представляют в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Поэтому мои
тихие претензии никак не к Бэру и не к Брэддоку, а к создателям означенного
фильма — прежде всего, к режиссеру Ховарду (Хауэрду). В режиссуре Рон, безусловно,
профессионал, и когда-то я весьма любил его за фильм «Apollo 13».
Но теперь, после таких исторических искажений, после работ с Дэном Брауном...
Нельзя снимать вины и с соавтора сценария Акивы Голдсмана (Akiva Goldsman). Вспомним также продюсера
Брайана
Грэйзера (Brian Grazer). И совсем неясно, какую роль в этой нехорошей
истории сыграл скончавшийся в 2007 году писатель Норман Мэйлер
(Norman Mailer), хорошо знавший историю бокса и выполнявший роль консультанта на киносъемках. Впрочем,
главного инициатора данной фальсификации мы можем назвать: им числится Клиф Холлингсворт
(Cliff Hollingsworth), как о том говорит титульный лист самого сценария, причем в конце сказано, что
«Cinderella Man» это его первый сценарий. Вот, оказывается, как
надо начинать карьеру с клеветы...
Однако, думаю, всем четверым должно быть стыдно пред семейством и
поклонниками Макса Бэра. Я, будучи атеистом, уже не говорю о Высших Законах
Мироздания...
... Замечательный боксер Томми Логран (Tommy Loughran),
побивший, кстати, когда-то и самого Брэддока (этот бой 1929 года был очень тяжелым для Джимми),
и самого Бэра (в 1931 году), высказался о последнем по его смерти
следующим образом: «Макс наиболее искаженная в толкованиях фигура
из всех боксеров. Он был самым хорошим парнем! Он имел сердце льва».
«Max was the most misunderstood fighter of them all. He was the
nicest guy. He had the heart of a lion». Сам факт того, что Бэр сохранял
приятельские отношения с теми, кому проиграл (Томми Логран, Джо Луис и др.),
говорит о его «львином сердце». И он сохранял эту искренность как минимум до
окончания боксерской карьеры (а характер не тапочки, меняется не часто), как
мы можем видеть по бою с Пэтом Комиски
(1940 г.), которого Макси, после победы нокаутом, расцеловал, буквально...
Судя по словам Лограна, клевета на Бэра, похоже, началась задолго до Холлингсворта,
Ховарда и иже с ними. Кто-то, наверно, завидовал «американскому Адонису»,
кто-то, как видим, делает на нем свою нечистоплотную карьеру и грязные деньги...
Экс-чемпионы мира Макс Бэр и Джеймс Брэддок, 1939 г.